В этом году отмечается 85-летний юбилей создания единой централизованной системы профессионально-технического образования в России
Профессиональное образование России прошло свой путь от артелей (дружин) мастеров, первой школы математических и навигационных наук, горнозаводских школ на Урале, школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), профтехшкол, ремесленных училищ, профессионально-технических училищ (ПТУ), средних профтехучилищ (СПТУ).
Годом рождения системы трудовых резервов России является 1940 год. 85 лет назад указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» создана единая централизованная система профтехобразования. Было принято постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения». Всего было организовано 1549 школ и училищ, где молодежь обучалась более чем 400-м профессиям и специальностям.
Суровой проверкой системы явилась Великая Отечественная война. 27 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. В 1942 году вышло постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 14 лет и старше в учебные заведения Трудовых резервов. В конце 1941-начале 1942 годов учебные заведения превратились в «школы-заводы»: из производственных мастерских училищ и школ фронт получил 6 млн. штук деталей боевого вооружения. С августа 1943 года по стране проходят воскресники «В фонд обороны страны». За время их проведения были построены и переданы воинам Красной Армии эскадрилья боевых самолетов, танковая колонна «Трудовые резервы», военные торпедные катера «Московский ремесленник», «Ремесленник Татарии», «Морской истребитель фашистов». За 4 военных года училища и школы Трудовых резервов передали в народное хозяйство 2,5 млн. молодых рабочих. В 1943 году создано Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». В декабре 1943 года в Москве открыт Центральный дом культуры Трудовых резервов. Свыше 780-и воспитанников Трудовых резервов удостоены звания Героя Советского Союза на фронтах Великой Отечественной войны. Не менее яркий подвиг совершили Трудовые резервы и после войны. На их плечи легла тяжесть восстановления, разрушенного войной хозяйства. В г. Прокопьевске в тяжелом послевоенном 1947 году на базе ш. Зиминка начинает свою историю Школа фабрично-заводского обучения №55, которая в 2025 году носит название Государственное профессиональное образовательное учреждение "Прокопьевский строительный техникум".
Подготовка кадров в настоящее время в России ведется не только по рабочим профессиям, но и по многим новым специальностям: экологии, дизайну, управлению, гостиничному хозяйству, туристическому комплексу и многим другим. Первоочередная задача российского профессионального образования - конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
С 1940 года система трудовых резервов развивалась, видоизменялась, реформировалась, но во все времена оставалась необходимой и значимой для России. Становятся прошлым события и годы, вырастают новые поколения людей, которые живут, учатся в различных учебных заведениях и трудятся во всех сферах человеческой деятельности. Значительный вклад в укрепление экономического состояния страны вносили и вносят выпускники системы Трудовых резервов России.
Наставник – это человек, который имеет желание делиться знаниями и опытом. Это помощник, друг, советчик, который может помочь ребенку освоить необходимые профессиональные навыки, умения и знания.
Наставник может учить и учиться сам, обладать такими качествами как честность, открытость, профессионализм, умение помочь достичь профессионализма и получить удовлетворение от оказанной помощи. Здесь мы хотим рассказать о ведущих наставниках Прокопьевского строительного техникума, чей опыт, профессионализм заслуживает самых высоких наград. Именно благодаря вкладу наставника студенты техникума получают уникальную возможность - стать высококвалифицированным специалистом, востребованным в строительной отрасли Кузбасса. Итак, знакомьтесь....
1. Альбина Ронасовна Прокудина "Наставник победителя СПО"
2. Слатина Анна Ивановна "Наставник победителя СПО"
ТРУДОВЫЕ ДИНАСТИИ – ДУША ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Термин трудовые династии появился в Советском Союзе. Образовательные организации традиционно и сейчас ведут летописи трудовых семей. Когда в техникуме работают и муж, и жена, а затем приводят детей и внуков — это лучшая реклама учебного заведения. Здесь мы расскажем о трудовых династиях Прокопьевского строительного техникума, чей вклад в развитие системы СПО заставляет нас задуматься о трудовом и профессиональном подвиге педагогов в подготовке профессионалов
1. Кулешова Наталья Анатольевна - педагог-библиотекарь ГПОУ ПСТ
2. Мелехин Владимир Николаевич - преподаватель специальных дисциплин
3. Джунусова Файза Хаюмовна - мастер производственного обучения